Первые научные данные зонда Solar Orbiter выложены в открытый доступ

05.10.2020
Первые научные данные зонда Solar Orbiter выложены в открытый доступ

Новости астрономии: Первые научные данные зонда Solar Orbiter выложены в открытый доступ

Астрономы выложили в открытый доступ первые научные данные, собранные тремя бортовыми инструментами солнечного зонда Solar Orbiter. Благодаря им ученые уже смогли подтвердить существование в солнечном ветре инверсий направления магнитного поля внутри орбиты Меркурия, которые ранее обнаружил зонд «Паркер», сообщается на сайте Имперского колледжа Лондона.

Запуск Solar Orbiter в космос состоялся в феврале 2020 года. Зонд оснащен десятью научными инструментами, которые защищены от перегрева и потоков заряженных частиц многослойным щитом. Научная программа рассчитана на девять лет, за это время аппарат совершит 22 оборота вокруг светила и сможет изучить корональные выбросы массы, механизмы ускорения солнечного ветра, формирование протуберанцев и корону Солнца, а в 2025-2029 годах впервые исследует полярные области звезды и получит их изображения.

15 июня 2020 года Solar Orbiter пролетел на минимальном расстоянии 77 миллионов километров от нашей звезды, тем самым успешно пройдя свой первый перигелий. Собранные в ходе пролета научные данные были затем переданы на Землю и проанализированы учеными, в частности исследователи смогли увидеть на Солнце многочисленные небольшие вспышки.

30 сентября 2020 года научные данные, собранные начиная с июня бортовыми приборами EPD (Energetic Particle Detector) и RPW (Radio and Plasma Waves instrument) и магнитометром MAG, были выложены в открытый доступ. Данные, полученные инструментом SWA (Solar Wind Plasma Analyser), исследующим солнечный ветер, будут доступны позднее. С полным описанием принципов работы научных приборов и задач зонда можно ознакомиться в свежем специальном выпуске журнала Astronomy&Astrophysics, который вышел одновременно с архивом данных.

Некоторые из полученных зондом данных уже были проанализированы учеными. В частности, исследователи отмечают, что в настоящее время из-за минимума солнечной активности сложились благоприятные условия для работы магнитометра, который изучал направление и величину магнитного поля Солнца в разных точках. Прибор смог зафиксировать волны, вызванные потоками протонов и электронов, а также подтвердить существование в солнечном ветре резких разворотов (инверсий) направления силовых линий магнитного поля внутри орбиты Меркурия, которые ранее были обнаружены зондом «Паркер». Еще одним аппаратом, исследующим в настоящее время Солнце вблизи, является зонд «Паркер», который недавно совершил очередной рекордный близкий пролет мимо звезды. Он уже помог ученым понять механизмы ускорения частиц около Солнца, показал движение солнечного ветра, а также увидел пылевой след астероида Фаэтон и комету NEOWISE.

Александр Войтюк