18.08.2007

Новости астрономии: Позади летящей с огромной скоростью звезды обнаружен след длиной 13 световых лет

Астрономам удалось запечатлеть звезду, которая ведёт себя, как комета. Звезда Мира, что значит «Удивительная», оставляет за собой хвост длиной 13 световых лет. Об этом удивительном открытии сообщили накануне специалисты NASA, работающие с научным спутником GALEX.

До сих пор никогда ничего подобного у звезд не наблюдалось. Как говорит Кристофер Мартин из Калифорнийского технологического института, ведущий автор статьи об открытии, вышедшей на этой неделе в Nature: «Хвост Миры повторяет в межзвездных масштабах знакомые явления инверсионного следа реактивного самолета или бурного следа быстроходного катера.»

Астрономы говорят, что Мира – замечательный пример, на котором можно изучать будущее нашего Солнца. Когда-то она была желтым карликом, как наше Солнце. Сейчас она близится к концу своей эволюции, превратившись в красного гиганта и активно теряя вещество, из которого впоследствии сможет сформироваться новая звездная система.

Вещество, которое мы сейчас наблюдаем в хвосте «кометы», по словам ученых выброшено за последние 30 000 лет.

Аппарат GALEX (Galaxy Evolution Explorer – Исследователь Эволюции Галактик), запущенный NASA в 2003 году, создан для изучения космоса в ультрафиолетовом диапазоне. До эры внеатмосферной астрономии наблюдать такую картину неба не представлялось возможным: озоновый слой задерживает большинство ультрафиолета, приходящего на Землю. Для изучения УФ-картины неба без помех и создан спутник GALEX.

При помощи cпутника уже сделаны интересные открытия. Например, орбитальная обсерватория GALEX за первые 29 месяцев своей работы изучила около 800 галактик разного размера и обнаружила интересную закономерность: чем больше галактика, тем меньше в ней молодых звезд. Судя по всему, за это «ответственны» сверхмассивные черные дыры, расположенные в ядрах галактик, предполагают авторы работы.

«Супермассивные черные дыры в этих гигантских галактиках создают недружественные условия для формирования звезд, – сказал ведущий автор, доктор Сукйонг И из Университета Йонсэй в Сеуле, Южная Корея, – Если вам нужно увидеть много молодых звезд, обратите свое внимание на галактики поменьше».

Аппарат интересен и с точки зрения развития космонавтики. Дело в том, что его запустили не с земного космодрома, не при помощи космического челнока и даже не по программе «Морской старт» с плавучего космодрома.

Аппарат запущен с… самолета. Спутник разрабатывался под запуск ракетой Pegasus XL. Эта трехступенчатая крылатая ракета подвешивается под фюзеляжем самолета L-1011 Stargazer, который поднимает ее на высоту 11900 метров над Землей, где и сбрасывает. Одновременно запускаются двигатели первой – крылатой – ступени, которая поднимает ракету еще выше над Землей, откуда и начинается вывод на орбиту, которая проходит в 690 километрах над поверхностью Земли.